Дети и экранное время: принципы здорового пользования гаджетами
Сегодня сложно представить дом без компьютера, ноутбука, планшета, а человека без телефона. Гаджеты — неотъемлемая часть нашей жизни. Кроме полезных функций, при бесконтрольном использовании они могут нанести вред. Современным родителям важно знать:
почему нельзя допускать, чтобы ребенок проводил много времени перед экраном;
какая норма пребывания за компьютером или с телефоном;
как установить здоровые отношения между ребенком и гаджетом.
Сводная таблица суммарной ежедневной продолжительности использования гаджета ребенком согласно международных и отечественных рекомендаций
Экранное время: причины ограничения
В любом удобном месте, где есть интернет, дети могут играть, общаться, использовать компьютер для развития, обучения и выполнения домашних заданий. Тем не менее, переизбыток времени, проведенного перед экраном, наносит вред развитию ребенка. Об этом не раз заявляли педиатры, окулисты, психологи. Рассмотрим подробнее.
1.Физиологический аспект. Зрение — активный процесс. При взгляде на объект глаза делают определенное сканирующее движение, нервная система передает информацию в мозг, зрительный анализатор обрабатывает эту информацию и создает образ — в результате мы видим то, на что смотрим. При взгляде на монитор ситуация меняется — активность глаз и зрительного анализатора головного мозга падает по причине физических свойств электронного луча, который с запредельной для глаз скоростью создает образ на экране. Глаза не успевают сканировать изображение, они могут лишь адаптироваться, замереть. В чем опасность?
Пассивность передается всему телу: даже очень непоседливые малыши сидят перед экраном с характерным застывшим взглядом.
Избыточная зрительная нагрузка. Глаза ребенка не рассчитаны на длительное восприятие информации в подобном ключе. Незаметные блики экрана, несоблюдение правильного расстояние между ним и глазами ребенка заставляют непроизвольно напрягать зрение.
2.Психологический аспект. Взрослый человек при взгляде на экран воспринимает информацию активно: слушает, анализирует, делает какие-то выводы. Ребенок, особенно маленький, так не делает — его полностью захватывает происходящее. В мае 2016 года в «Журнале развития и поведенческой педиатрии» психолог Джастин Парент с коллегами опубликовал исследование, согласно которому неконтролируемое продолжительное использование гаджетов может нанести вред всему детскому организму. У детей от 3 до 17 лет, чье экранное время было превышено, наблюдалось нарушение сна и проблемы с поведением. Психологи отмечают, если не вводить ограничительные меры, дети становятся зависимыми от своих устройств, используют интернет-контент, игры в качестве основной формы развлечения и заменяют живое общение социальными сетями.
Нормы экранного времени для детей разных возрастов
Многие специалисты, организации исследовали влияние количества времени, проведенного перед экраном гаджетов, и составили соответствующие рекомендации, которые ограничивают использование устройств нездоровым для детей образом. 1. Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ) В апреле 2019 года ВОЗ опубликовала обновленные рекомендации, согласно которым для полноценного развития ребенку нужно больше времени для активных игр, здорового сна и меньше экранного времени.
До 1 года использовать гаджеты не рекомендуется, поощряется чтение и рассказывание историй.
1−2 года. Годовалым детям проводить время за просмотром телевизора, видео, компьютерными играми не рекомендуется. Для 2-летних малышей экранное время не должно превышать 60 минут.
3−4 года. Совместно просматривать мультфильмы, играть со своими детьми в развивающие компьютерные игры рекомендовано не более 60 минут в день. Чем меньше, тем лучше.
От 4 лет специалисты разрешают увеличивать экранное время постепенно, с учетом особенностей и потребностей ребенка.
2. Американская академия педиатрии (ААР) ААР длительный период не разрешала использовать гаджеты малышам до 2 лет и считала, что норма экранного времени для детей не должна превышать 120 минут. В апреле 2021 организация выпустила новые рекомендации, согласно которым цифровые технологии глубоко интегрированы в нашу жизнь, поэтому для ограничения экранного времени требуется гибкий подход. Специалисты рекомендуют отойти от строгих ограничений и разрешать проводить время за компьютером и телефоном в умеренном количестве, индивидуально рассчитанном для ребенка. На сайте предлагают использовать ресурсы Семейный медиа-план и Калькулятор медиа-времени.
3. MediaSmarts Метью Джонсон, директор по образованию некоммерческой благотворительной организации по цифровой и СМИ-грамотности MediaSmarts, считает, норма экранного времени — баланс между возрастными особенностями ребенка и его интересами.
До 2 лет ребенок нуждается в маме, близком человеке, а не телефоне. Использовать цифровые устройства рекомендуется не более 10 минут за сутки, т.к. идет формирование мозга и принципа получения информации о мире.
3−4 года. Дети активно интересуются видео и играми, продолжительность развития и развлечения с помощью гаджетов за день должна составлять не более 60 минут.
5−10 лет. Дошкольники, ученики начальных классов проявляют интерес и уверенно пользуются устройствами, используя их как инструмент обучения, потребления контента, игр. 60−90 минут в сутки достаточно для баланса между весельем и пользой.
11−13 лет. Подростки могут самостоятельно контролировать экранное время, оно не должно превышать 2 часа.
4. Роспотребнадзор, СанПин В 2020 году Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья(РОШУМЗ) совместно с Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей Минздрава России (НМИЦ) опубликовали рекомендации по нормативам экранного времени в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Документ интегрирован в Санитарно-эпидемиологические правила работы разных детских организаций. Гигиенические нормативы времени, которое дети могут провести с гаджетами в школе и дома, опираются на результаты научных исследований Отделений медицинских наук РАН.
До 5 лет использовать цифровые устройства для учебы, развлечения не рекомендуется.
6−8 лет. Ученикам начальных классов проводить время перед экраном компьютера или телефона можно не более 80 минут дома, 40 в школе.
9−10 лет. В 4−5 классе посвящать обучению, развлечению при помощи гаджетов можно 90 минут дома, 50 в школе.
11−14 лет. У подростков широкий спектр интересов и потребностей, лимит экранного времени увеличивается до 120 минут дома, 60 в школе.
14−16 лет. По мере взросления ребенка норма продолжительности использования гаджетов растет:для компьютера — 170 минут дома, 70 в школе; для ноутбука, планшета — 150 минут дома, 80 в школе.
Как родителям не допустить превышения экранного времени
Понимание последствий увлечения гаджетами и знание норм экранного времени поможет родителям не только установить соответствующие рамки пользования цифровыми устройствами, но и наполнить жизнь ребенка разнообразием без телефона, планшета и компьютера. Вот несколько советов в помощь родителям:
установите и оговорите с ребенком четкие ограничения использования гаджетов;
разговаривайте с ребенком о его здоровье, интересах, правилах безопасности в интернете;
используйте приложения, помогающие проконтролировать количество времени, которое ребенок проводит у компьютера или с телефоном в руках;
во время семейных трапез заранее просите откладывать телефон и сосредотачиваться на еде и общении друг с другом — сделайте это правилом;
внедряйте совместное чтение, прогулки, творческие занятия, игры — развлекайтесь вместе здесь и сейчас;
запишите ребенка в спортивную или художественную секцию;
и главное — начните с себя, покажите на своем примере, что телефон и прочие устройства стоит использовать рационально, тогда от них будет исключительная польза.
Что еще поможет использовать гаджеты без вреда для ребенка?
Помимо сокращения экранного времени важно следовать правилам, составленным на основе рекомендаций по работе с цифровыми устройствами для школьников от Роспотребнадзора и ведущих педиатров:
1. Система отдыха, перерывы:
дети до 8 лет должны делать перерывы по схеме «30 минут за компьютером и 90 минут отдыха».
детям 9−15 лет после каждого часа перед экраном следует прерываться на 2 часа.
2. Физические упражнения:
во время перерывов важно делать несложные упражнения (наклоны, приседания) и гимнастику для пальцев и кистей.
3. Гимнастика для глаз:
каждые 20−30 минут стоит делать легкую разминку для глаз, чтобы снизить зрительную нагрузку.
4. Положение тела и монитора: · Важно следить за осанкой и расстоянием между экраном и глазами, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на зрение, позвоночник, руки. Гаджеты не представляют опасности и способствуют развитию ребенка, если уметь грамотно ими пользоваться: выделять должное количество экранного времени в рамках нормы, разговаривать о правилах, позволяющих безопасно учиться и развлекаться в сети. Сегодня родителям нужно быть гибкими, меняться и адаптироваться под современные реалии. Баланс между реальной жизнью и экранным временем будет благотворно влиять на физическое и психическое здоровье ребенка, стимулировать интеллектуальное и творческое развитие.