Блог об обучении и развитии ребенка

Профориентация для детей: как родители могут помочь ребенку реализоваться в жизни

Взрослые часто спрашивают детей: «Кем ты хочешь быть?». При этом не всегда ответ для них столь важен, ведь желания ребенка непостоянны. Тем не менее, нужно прислушиваться к тому, что отвечает дошкольник или подросток, наблюдать за ним, создавать условия для выбора любимого занятия, помогать определиться с тем, к чему есть предрасположенность, интерес, и развиваться в этом направлении. Показать, чему стоит учить ребенка прямо сейчас и в будущем, чтобы помочь ему реализоваться, способны мероприятия по профессиональной ориентации.

Что такое профориентация и какова ее значимость для ребенка?

Профориентация — это различная деятельность родителей, воспитателей, преподавателей, с целью познакомить ребенка с миром профессий и с самим собой: раскрыть особенности его характера, предрасположенность и интересы к той или иной профессии. Такие действия создают устойчивую базу, опираясь на которую, ребенок в осознанном возрасте сможет сделать взвешенный выбор профессии и жизненного пути.
Понятие «профориентация» многие соотносят со старшим школьным возрастом, когда подростки серьезно готовятся к выбору профессии и учебного заведения после школы. Но это не так. Еще с младенчества родители, глядя на своих детей, заботясь о них, наблюдая за ними, начинают фантазировать об их будущем. Например, мама и папа видят, как малыш берет в руки мяч или ударяет по нему ногой, и говорят: «Наш сынок явно футболистом будет! Где тут записаться в футбольную секцию?». Известный английский детский врач и психоаналитик Д. В. Винникотт называл это «материнскими мечтаниями». Многие детские психологи и педагоги утверждают, что именно с них начинается профориентация.
Важно понимать, что тем детям, чьи родители с раннего детства определили их сильные стороны и врожденные способности, показали мир разнообразных профессий и требования к ним, делать выбор специальности с учетом этого легче. Неравнодушные взрослые знают, что подготовленный к будущему ребенок вырастет счастливым, успешным, уверенно идущим по жизни.

Этапы профессионального определения ребенка

В каждой стране по-своему подходят к процессу профориентации детей. Так, в Великобритании еще с 2014 года разработан учебный план от Британского Института Карьеры, согласно которому работать над определением будущего ребенка в профессиональном плане стоит с 7 лет, не ранее. Такое предложение основано на том, что в школьном возрасте ребенок уже понимает, что взрослые работают, знает определенные профессии и может сказать, какая из них ему нравится. В России институты профориентации работают уже с раннего возраста. Это непрерывный мягкий процесс, который начинается ещё с дома и детского сада, а затем плавно перетекает в школьный период вплоть до выпускного класса.
Рассмотрим основные стадии, через которые проходит ребенок на пути к пониманию, чем он хочет заниматься в будущем, и как родители могут ему в этом помочь.

1.Предыгровой этап, от 0 до 3 лет.
Особенности:
  • У ребенка развивается восприятие мира, крупная и мелкая моторика, речь и мышление, формируются первые правила поведения, понимание хорошего и плохого. Все это становится основой для последующего взросления и знакомства с трудом.
  • У родителей наблюдаются «материнские мечтания» в отношении ребенка.
Профориентационные действия родителей:
  • Внимательно наблюдать за ребенком, с целью увидеть заложенные природой способности и содействовать их развитию.
  • Одобрять положительные действия ребенка, т.к. это лучше всего стимулирует его развиваться.
  • Около 1,5−2,5 лет начинать приучать малыша к порядку: учить убирать одежду и игрушки в определенное место, относить тарелки в раковину и под. Умение упорядочивать вещи и самоконтроль пригодятся ему не раз в жизни: собрать портфель, сделать уроки, выполнить поручение на работе.
  • Знакомить с распространенными профессиями путем точечных игр, книг, бесед.

2.Этап игры, от 3 до 6 лет.
Особенности:
  • Ребенок понимает, что люди занимаются разной деятельность и учится уважать чужой труд.
  • Происходит знакомство с разными профессиями с помощью ролевых игр, книг, наблюдения и бесед. Отдельно стоит отметить игры, поскольку благодаря им дети примеряют на себя различные образы. Согласно утверждениям отечественных и зарубежных психологов, появление и развитие ролевых игр связано с тем, что профессиональная деятельность взрослых усложнилась. Если раньше в этом возрасте ребенок уже осваивал какую-то специальность, то в современном мире профессии стали сложными, им нужно учиться. Играя в профессию, ребенок постепенно входит в сложный взрослый мир.
  • Появляется желание найти себе самую лучшую, интересную профессию.
Профориентационные действия родителей:
  • Рассказывать ребенку о разных профессиях, в форме игры знакомить с требованиями к ним. Дошкольник должен понять, что для получения работы мечты нужно учиться.
  • Стараться знакомить со своей работой, приводить на рабочее место для погружения в процесс.
  • Посещать вместе с ребенком различные мастер-классы, игровые городки профессий, где он может побыть пожарным, полицейским, шеф-поваром, ученым, врачом. В таком возрасте ребенок искренне интересуется миром взрослых, а, узнавая все больше о тонкостях профессий, он будет лучше понимать их значимость в обществе.
  • Играть с ребенком в развивающие онлайн-игры на платформах, наблюдать, как он ведет себя в ролевых играх, отмечать, что вызывает интерес, какие склонности и способности у него проявляются.
  • Прислушиваться к тому, кем хочет быть ребенок. Такие высказывания еще нельзя назвать полностью осознанным выбором, но для родителей это повод задуматься о причине интереса к озвученной профессии.
  • Читать сказки и книги, в которых герои проживают определенные этапы и преодолевают трудности благодаря своей доброте, трудолюбию, внимательности, щедрости, усидчивости и другим человеческим качествам, в конце становясь лучшей версией себя и получая заслуженную награду в виде сокровища, принцессы и др.

3.Этап освоения учебной деятельности, от 6 до 12 лет.
Особенности:
  • Ребенок становится школьником, учится планировать свое время, чтобы хватало сил на учебу и отдых, осваивает навыки самоконтроля.
  • Происходит формирование важных качеств для успешной учебы и работы — старания и трудолюбия.
  • Школьник в свободное от учебы время выбирает занятия и игры, которые ему действительно нравятся.
Профориентационные действия родителей:
  • Давать ребенку больше самостоятельности, не контролируя каждый шаг.
  • Позволять школьнику совершать ошибки, чтобы он научиться принимать их и исправлять, и не опускал руки при первом провале.
  • В возрасте 6−8 лет, родители могут снова сделать уклон на формирование у ребенка навыка упорядочивания вещей, как это делалось в 1,5−2,5 года. Необходимо постепенно обучать его самостоятельно собирать рюкзак в школу, убирать за собой вещи и посуду, делать домашнее задание по всем предметам без напоминаний. Это фундамент, благодаря которому ребенок сможет самостоятельно упорядочивать свою жизнь без родителей.
  • Обращать внимание на то, чем интересуется и что любит делать ребенок, в свободное время, анализировать его выбор, помогать в развитии потенциала. Часто именно на этих интересах строится выбор будущей профессии. Например, если ребенок любит проводить время за компьютером, стоит попробовать пройти онлайн-курсы по программированию и созданию игр для детей.
  • Давать читать книги и играть в игры (в том числе онлайн), в которых происходи рост героя, раскрытие его сильных сторон и выполнение с их помощью сложных заданий.

4.Этап выбора, от 12 до 18 лет.
Особенности:
  • Подросток готовится самостоятельному жизненному пути, сознательно планирует, какую профессию выбрать. Интересно, что взрослые, которые по разным причинам оказались без работы, тоже заново проживают этот этап.
  • Родители часто могут слышать высказывания о желании освоить какую-либо сферу от своего ребенка, он пробует, экспериментирует, пытается найти себя.
Профориентационные действия родителей:
  • Обсуждать с подростком его сильные стороны и зоны роста, создавать для этого доверительные отношения.
  • Изучать вместе с ним востребованные на рынке труда профессии, которые ему близки, знакомиться с ними изнутри, чтобы понять, в чем именно заключается работа.
  • Выяснить, почему та или иная область деятельности интересна подростку. На основании этого искать дополнительное обучение (курсы, мастер-классы) в выбранной сфере. Удобным вариантом будет онлайн-формат. Например, если подросток увлекается иностранным языком, рисованием или фотографией, можно предложить ему пройти онлайн-курсы по выбранным направлениям с целью попробовать, сравнить и уже на основании полученного опыта делать выбор.
  • Внимательно относиться к интересам, желаниям, озвученному выбору деятельности подростка, не требовать выбрать одну профессию на всю жизнь.
  • Не делать выбор за подростка на основании того, что родители лучше знают, что ему нужно и что принесет пользу во взрослой жизни. Психологи, педагоги, консультанты по профориентации отмечают, что ребенок, который принял решение под напором родителей, несамостоятельно, со временем взбунтуется, может бросить обучение и сменить навязанную профессию, даже если она ему подходит. Помогать найти свой путь, направлять — в этом задача родителей.
  • Обратиться за помощью к сервисам профориентации, работающим офлайн и онлайн: пройти консультирование, тестирование, с помощью множества разнообразных методик определить подходящую подростку область знаний и ресурсы для развития в этой области.
Процесс профориентации для детей должен строиться в формате воронки — от общего к узкоспециализированному. В раннем возрасте (дошкольный — младший школьный период) нужно делать упор на выбор сферы деятельности (программирование, языки, точные науки и т. д.), а конкретную профессию из этой сферы стоит выбирать в уже старших классах. Внимательные родители проходят этот путь вместе с ребенком, но выбор он должен сделать самостоятельно.



2022-08-08 12:54