Главное, что прослеживается в развитии ребенка в 3−4 года — стремление к самостоятельности, интенсивный рост словарного запаса, интерес к общению и сюжетной игре, быстрое впитывание новой информации.
В соответствии с этим детские психологи и педагоги отмечают сферы развития детей раннего дошкольного возраста.
Особенности развития детей в 3-4 года: какие навыки и умения проявляются
Физическое развитие
:- совершенствуется ходьба, бег, прыжки, лазание;
- движения пальчиков становятся более точными;
- ребенок лучше владеет телом.
Речь:
- развитие речи у детей 3−4 года происходит динамично, наступает пик интереса и восприимчивости к словам, языку;
- малыш постоянно спрашивает родителей и близких обо всем, повторяет за ними слова, проговаривает действия;
- к трем годам словарный запас составляет около 1500 слов.
Мыслительные процессы:
- «думает руками» — так говорят о развитии мышления ребенка в два года, ведь он с интересом собирает и разбирает, закрывает и открывает предметы, изучает их свойства и понимает, как использовать;
- в 3 года появляется способность придумывать, воображать, играть без игрушек.
Психическое развитие и социализация:
- к 2,5 годам формируется, а в 3 года проявляется кризис развития;
- расширяется гамма эмоций, которые ребенок часто не контролирует;
- развитие ребенка в три года отмечается появлением самосознания — малыш узнает себя в зеркале, называет по имени.
Развитие детей 3-4 года: занятия, ориентиры
Маленький ребенок легко обучается в виде игры. Поэтому при выборе развивающих занятий для детей 3−4 года стоит отдать предпочтение увлекательной игровой форме для поддержания интереса.
Направления развития:
- физическое: активные подвижные игры, занятия с акцентом на координацию движений;
- моторика рук: лепка, рисование, аппликация, застегивание пуговиц, сортировка;
- развитие речи: в 3−4 года пользу несут совместные обсуждения, задания с понятными вопросами, чтение, упражнения для дыхания;
- логическое мышление, память, внимание: сортировка по схожести, пазлы, упражнения на различие времени суток, игры «много-мало», сопоставление предметов, найти вещь, найти общий признак;
- художественно-эстетическое: музыка, рисование, сюжетные игры, тематические задания;
- свойства предметов: изучение размера, веса, состояния, цвета, формы;
- окружающий мир: информация о живой и неживой природе;
- бытовые навыки: посильная помощь взрослым, использование бытовых предметов по назначению;
- социальное: изучение эмоций, сюжетно-ролевые игры, изучение новых понятий — семья, город, поликлиника, транспорт и т. д.
- физическое: активная ходьба без посторонней помощи, занятия с акцентом на координацию движений;
- моторное: крупная моторика — прыжки, приседания, лазание, игры с мячом; мелкая моторика — сортировка, лепка, рисование, пальчиковые игры;
- речевое: задания на подражание речи, узнавание звуков, повторение для приобретения пассивного словарного запаса, который потом сформируется в связную речь;
- логическое мышление и память: игры на понимание различия предметов, их свойств, качеств;
- бытовые навыки: посильная помощь взрослым, использование бытовых предметов по назначению;
- социальное: игры «кто есть кто» для развития навыка ролевых отношений.
Такой условный список занятий для детей 3−4 года развивает любознательность и помогает понять мир в этом возрасте.
Важно помнить, что игра — это основа познавательного развития детей раннего дошкольного возраста. Знания, что они получают, станут фундаментом для дальнейшего обучения. Родители могут выполнять задания дома, выбрать детские курсы онлайн с учетом известных методик, упражняться и играть во время прогулок, домашних дел. Это несложно и увлекательно.